Патриотическое воспитание

Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы

развернуть

Республиканский план мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти

развернуть

Научно-методическое обеспечение формирования основ государственности и патриотизма у воспитанников в образовательном процессе учреждения дошкольного образования

развернуть

Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования

развернуть

 

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, воспитание у подрастающего поколения основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.

Важнейшим показателем сформированности у обучающихся гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.

1. Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Правовое регулирование, порядок использования и описание государственных символов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, определяется Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" (далее – Закон).

Законом определено, что граждане Республики Беларусь, а также находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважительно относиться к Государственному флагу Республики Беларусь, Государственному гербу Республики Беларусь и Государственному гимну Республики Беларусь.

Государственный флаг Республики Беларусь и Государственный герб Республики Беларусь были приняты на республиканском референдуме 14 мая 1995 года и утверждены Указами Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 года №213 «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь» и № 214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь».

Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2.

Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.

Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

Во второе воскресенье мая в Республике Беларусь отмечается государственный праздник – День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.

В государственные праздники и общереспубликанские праздничные дни в соответствии с законодательством поднимается Государственный флаг Республики Беларусь.

В 2013 г. в Минске торжественно открыта площадь Государственного флага. В центре площади установлена 70­метровая стела­флагшток, на которой прикреплен самый большой в стране государственный флаг: его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

2. Формы и методы работы по изучению государственной символики Республики Беларусь в учреждениях образования

Формирование понимания сущности и значения государственных символов Республики Беларусь, воспитание уважения к ним в учреждениях образования направлено на постепенное и поэтапное приобщение обучающихся к основам идеологии белорусского государства, на формирование активной гражданской позиции, чувства любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, ответственности за развитие и процветание.

Изучение государственной символики в учреждениях образования осуществляется с учетом возрастных познавательных особенностей обучающихся.

Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Республики Беларусь.

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным в случае интеграции содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования: «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература».

Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к государственным символам Республики Беларусь рекомендуется осуществлять как в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении дошкольников с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом (гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград (при встречах с ветеранами войны и труда и др.));
  • привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
  • объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
  • беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
  • наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников;
  • чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др.

Для эффективного ознакомления воспитанников с государственной символикой Республики Беларусь, формирования у них уважительного отношения к ней рекомендуется использовать учебные издания, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь, Национального института образования. Так, в учебно-методическом комплексе «Свет, у якім я жыву» («Мир, в котором я живу») авторов А.Л. Давидович, Е.И. Смолер представлены конспекты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой (тема «Республика Беларусь, символы государства»).

В работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой и формированию уважительного отношения к ней главная роль отводится педагогическим работникам и родителям (законным представителей воспитанников), которые своим примером должны показывать уважительное и бережное отношение к государственным символам Республики Беларусь. Целесообразно организовать сотрудничество и взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи, включение законных представителей воспитанников в образовательный процесс учреждения дошкольного образования. Формами такого взаимодействия могут быть проведение консультаций для родителей по вопросам патриотического воспитания детей в семье, совместных праздников; подготовка и размещение информационных стендов соответствующей тематики в помещениях учреждения дошкольного образования и др.

В учреждениях общего среднего образования работу по формированию у учащихся знаний о государственных символах Республики Беларусь и уважительного отношения к ним целесообразно начинать с первого урока в I классе. На первом уроке первоклассники знакомятся с учебным пособием «Беларусь — наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку”. На с. 5 учебного пособия представлены изображения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, текст Государственного гимна Республики Беларусь. Целесообразно организовать с учащимися беседу, в ходе которой объяснить элементы государственных символов, обратить особое внимание на необходимость уважительного отношения к государственным символам, прослушать Государственный гимн Республики Беларусь, объяснить правила поведения при звучании государственного гимна. Особое внимание рекомендуется обратить на глубокий смысл слов гимна: “мірныя людзі, сэрцам адданыя, любімая маці-Радзіма і г.д.”. При рассмотрении иллюстраций на с. 6-7 учебного пособия следует обратить внимание первоклассников на использование государственных символов (на зданиях, во время спортивных соревнований, праздников, парадов и др.).

Методические рекомендации по проведению беседы с первоклассниками размещены в электронном приложении к учебному пособию «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку”. При наличии технической возможности учащиеся могут выполнить задания по теме “Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь”, размещенные в электронном приложении к учебному пособию.

Большим потенциалом в формировании знаний о государственных символах Республики Беларусь и уважительного отношения к ним на I ступени общего среднего образования обладают учебные предметы «Беларуская мова», «Мая Радзіма – Беларусь».

На уроке белорусского языка при изучении темы «Сімвалы Беларусі» (I класс) целесообразно, опираясь на иллюстрации, актуализировать уже известные учащимся сведения о государственных символах Республики Беларусь; организовать беседу о роли и значении государственных символов с опорой на жизненный опыт и наблюдения учащихся (где используются государственные символы и для чего). Формированию у первоклассников эмоционально-ценностного отношения к государственным символам будет способствовать чтение/слушание сказки В. Липского “Браты”, работа с текстами и иллюстрациями на страницах учебного пособия “Беларуская мова. 1 класс”.

Перед заучиванием учащимися фрагмента (первого куплета и припева) Государственного гимна Республики Беларусь целесообразно провести с ними беседу, направленную на понимание смысла текста и отдельных слов (кого можно назвать «мірныя людзі»? что значит «сэрцам адданыя роднай зямлі»? что означают слова «шчыра сябруем», «сілы гартуем», «квітней, Беларусь»).

Для закрепления знаний учащихся о государственных символах можно организовать викторину «Дзе і калі выкарыстоўваюцца Дзяржаўныя сімвалы нашай краіны?» (на основе материала и методических рекомендаций к учебному пособию “Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь першакласніку”).

На уроках учебного предмета «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» в процессе изучения тем «Дзяржаўны герб нашай краіны», «Сцяг беларускай дзяржавы» необходимо организовать работу, направленную на усвоение учащимися смысла каждого элемента государственной символики Республики Беларусь. При этом можно использовать

Для организации беседы с учащимися можно использовать

В соответствии с учебной программой по учебному предмету «Музыка» на учебных занятиях в I–IV классах учреждений общего среднего образования изучается «Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь» (муз. Н. Соколовского, сл. М. Климковича и В. Каризны). При проведении с учащимися беседы о гимне как одном из важнейших государственных символов, следует уделить внимание истории его создания, охарактеризовать особенности музыкальной и текстовой составляющих гимна, обратить внимание на величавую и торжественную музыку гимна; объяснить, что гимн исполняется на торжественных мероприятиях, что его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главному музыкально-поэтическому произведению страны. В IV классе учащиеся должны знать текст Государственного гимна Республики Беларусь и уметь его исполнять.

На II и III ступенях общего среднего образования учащиеся изучают вопросы, связанные с государственной символикой Республики Беларусь, на уроках истории Беларуси, обществоведения.

При изучении темы «Становление государственного суверенитета» учащиеся знакомятся с результатами проведения республиканского референдума 14 мая 1995 г., одним из вопросов которого был вопрос о государственных символах Республики Беларусь.

Принципиально важно объяснить учащимся причину вынесения этого вопроса на референдум: Верховный Совет БССР 19 сентября 1991 года в результате голосования утвердил Государственный герб «Погоня» и Государственный флаг с тремя горизонтальными полосами (бело-красно-белый), но многие жители Беларуси высказывали недовольство по поводу такой символики, потому что она применялась с согласия оккупационных властей на захваченной немецко-фашистскими войсками территории Беларуси во время Великой Отечественной войны.

На данном уроке целесообразно актуализировать знания учащихся об элементах Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, использовании государственных символов, необходимости уважительного отношения к ним. Необходимо объяснить учащимся, что надругательство над государственными символами влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Изучение исторических, политических, правовых, художественных аспектов государственных символов Республики Беларусь может являться предметом исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Для формирования у учащихся уважительного отношения к государственным символам следует активно задействовать потенциал краеведческой и туристско-экскурсионной работы, работы на базе музеев учреждений образования, встреч и бесед с людьми, пользующимися уважением окружающих (государственными и общественными деятелями, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами и др.). В содержание проводимых воспитательных мероприятий рекомендуется включать вопросы, связанные с содержанием и смыслом государственных символов, их ролью и значением в жизни отдельного человека, общества.

Вопросы, связанные с государственными символами, их значением в жизни общества могут обсуждаться с учащимися на занятиях объединений по интересам (нумизматика, филателия, фалеристика и др.).

В канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь в учреждениях образования необходимо организовать тематические мероприятия (информационные, классные часы, беседы, конкурсы, викторины и др.), включив в их содержание факты, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну страны.

В организации данной работы следует взаимодействовать с молодежными общественными объединениями.

Особая роль в организации работы по изучению государственной символики Республики Беларусь принадлежит библиотекам учреждений образования. Они должны осуществлять подбор художественной, документальной литературы и публикаций из периодической печати о государственной символике нашей страны и примерах уважительного отношения к ней.

В библиотеках рекомендуется создать тематические выставки на темы: «Геральдика белорусского государства», «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь».

  1. Использование государственной символики в учреждениях образования

Использование государственных символов в учреждениях образования должно быть направлено на формирование у обучающихся уважения к государственным символам, к личности Главы государства – Президенту Республики Беларусь, олицетворяющему единство нации, обеспечивающему политическую и экономическую стабильность страны.

В учреждениях образования в обязательном порядке оформляются уголки государственной символики (фойе, актовый зал или музей учреждения образования).

Государственная символика должна присутствовать в кабинетах руководителей учреждения, в учебных кабинетах, классах.

В учреждениях образования государственные символы используются при проведении мероприятий республиканских патриотических акций, других торжественных мероприятий, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, тематических воспитательных мероприятий, посвященных государственной символике.

Исполнение Государственного гимна Республики Беларусь является обязательным при проведении следующих мероприятий:

в дни начала и окончания учебного года в учреждениях образования (торжественная линейка, приуроченная к началу учебного года, последний звонок);

при проведении торжественных мероприятий, на которых выпускникам вручаются аттестаты об общем среднем образовании, свидетельства о базовом образовании;

при проведении мероприятий «Посвящение в первоклассники», Посвящение в гимназисты (лицеисты)»;

при проведении мероприятий, приуроченных к государственным праздникам и праздничным дням в Беларуси (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь");

при открытии и закрытии спортивных соревнований в учреждении образования и за его пределами в соответствии с правилами организации этих соревнований;

при проведении мероприятий, посвященных приему в члены ОО «БРПО» и ОО «БРСМ»;

при проведении в учреждениях образования гражданско-патриотической акции «Я гэты край Радзімаю заву», республиканской военно-патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним», республиканского конкурса летописей учреждений образования «Связь времен, традиций, поколений», торжественных мероприятий, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам (День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День Независимости Республики Беларусь и др.);

при проведении воспитательных мероприятий в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования: региональных форумов «Молодость. Традиции. Будущее», марафона молодых избирателей «Выбор молодых – наше будущее!»,  патриотического проекта «Я служу» и др.;

при открытии и закрытии заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам и республиканского конкурса работ исследовательского характера;

при проведении мероприятий со студенческой молодежью: республиканского молодежного форума «Беларусь – это мы!», республиканского праздника «Молодежная столица Республики Беларусь», Республиканского конкурса «Студент года», «Национального студенческого форума» и др.;

при открытии и закрытии смен в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования с круглосуточным пребыванием в летний период.

В учреждениях образования Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться педагогами и учащимися в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных и вокально-инструментальных вариантах. Также могут использоваться аудио- и видеозаписи.

Целесообразно популяризировать у учащейся молодежи и педагогических работников пение Государственного гимна в вокальном и вокально-инструментальном исполнении на торжественных мероприятиях.

Государственный флаг Республики Беларусь используется во время проведения всех мероприятий, указанных выше.

Государственный флаг Республики Беларусь обязательно устанавливается на зданиях учреждений образования.

 

Список использованных источников

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 243-З : – принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.
  2. Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».
  3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 82 от 15.07.2015.
  4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020гг., утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 9 от 22.02.2016.
  5. Василевич, Г.А. Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования // Г.А. Василевич, В.А. Мельник, В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Ванина, Н.Н. Янушевич . – Минск РУП «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2019.

6. Государственная символика Республики Беларусь // http://president.gov.by/ru/simvolika_ru.

 

свернуть

Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Беларусь

развернуть

Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников

развернуть

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется  традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре. Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребенку. Патриотические качества  характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.

Цель патриотического воспитания дошкольников направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям,  сопричастности к современным событиям.

Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:

развивать:

- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;

- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;

- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);

- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;

- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;

- любознательность к понятию "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;

- активное  участие во всех видах детской деятельности;

формировать:

- адекватные представления о себе, о других;

-осознание себя как члена детского общества;

- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;

- национальное самосознание;

- знания о  государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);

- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;

- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

воспитывать:

- интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

- гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;

- интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;

- патриотические чувства, гражданственность;

- чувства любви к родному краю и гордость за него;

- лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;

- уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

Процесс патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования организуется с учетом принципов, обозначенных в Информационно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году:

- гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;

- культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;

- постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;

- комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.

Патриотическое воспитание предполагает процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому, творческое овладение достижениями культуры, бережным отношением к национальным традициям своего народа. Содержание патриотического воспитания дошкольников можно раскрыть через следующие познавательные направления:

1.История Беларуси: возникновение и развитие

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства дошкольников с важнейшими событиями отечественной истории.

В результате познания своей национальной истории у дошкольников выстраиваются положительные взаимоотношения с родными, близкими людьми, окружающими, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности.  К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае, «малой» Родине) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности); социальные патриотические чувства (любовь, преданность, сопричастность, ответственность); национальный такт или уважение к людям других национальностей.

2.Символы Беларуси

Задачи: формировать гордость и уважение к государственным символам, научить понимать значения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, уметь исполнять Государственный гимн Республики Беларусь; 

Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит, которое определятся его государственными символами. Для дошкольника патриотические чувства связаны: с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их государственной ценности, с характером проявляемых чувств и отношений к государственной символике, с обогащением собственных представлений и творческой переработкой знаний о символах в различных видах деятельности.

3. Достопримечательности Беларуси

Задача: развивать любознательность к месту, вещи или объекту, заслуживающих особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью в своем поселке, улице, городе, столице республики, своей Родине; расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают.

Содержание данного направления реализует процесс патриотического становления и развития личности, который зависит от характера взаимодействия дошкольника с  культурно-исторической средой своей Родины, от адаптации к ней и самореализации в ней с учетом индивидуальных возможностей.

4. Государственные и народные праздники

Задача: воспитывать культуру организации и проведения значимого в жизни республики события, осознание торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам; формировать сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях.

Активное участие дошкольников в реализации данного направления формирует значимые личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность и др. Данное направление вбирает в себя многообразие практических форм проявления положительного отношения к родным, близким людям, окружающим; потребность использовать накопленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности; стремление внести свой вклад в процветание своей страны.

5. Знаменитые белорусы

Задача: воспитывать уважение к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.;  формировать чувство гордости за их деятельность и достижения.

Содержательный компонент этого направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием личностью своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям своего народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относятся толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, мягкосердечность, выносливость, щедрость, сообразительность, не мстительность, поэтичность души и много других привлекательных качеств.

6. Народные промыслы и искусство Беларуси

Задача: расширять знания о культуре Беларуси, приобщать детей ко всем видам национального искусства, развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения; развивать умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем), интерес к социальной действительности: к труду взрослых, к взаимоотношениям людей разных профессий.

Содержательный спектр этого направления очень широкий. Он включает все то, что составляет содержание национального искусства и истории народа. Он объединяет практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические и т. д. Предполагается активное познание детьми окружающего мира: природного мира, предметного мира; мира своего «Я»; формирование у детей ощущения принадлежности к белорусской культуре, белорусскому искусству, и расширение представлений о «малой Родине» и стране; воспитание чувства любви и привязанности к месту, где родился, родным и близким людям, родному дому, дошкольному учреждению, к любимым местам.

7. Белорусское народное творчество

Задача: формировать готовность дошкольника к участию в творческой деятельности, исполнению народных танцев, песен, игр, участию в  народном кукольном театре, и развивать гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней.

Содержание данного направления отражается у дошкольников в характерных для данной нации действиях и поступках, нормах поведения, методах и приемах творческой деятельности, исполнении народных танцев, песен, игр, формах выражения чувств. Процесс патриотического воспитания дошкольника направлен на формирование у дошкольников в разных видах деятельности нравственных качеств белорусов: ответственность, честность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца, стремление действовать на пользу другим,  любовь и интерес к стране, доброта, сопереживание, чувство собственного достоинства, ощущение принадлежности к культуре своей Родины. Сущность патриотического воспитания состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (от трех до четырех лет).

Содержание педагогической работы

Педагог в процессе общения с детьми помогает им осознать себя, во время организуемого взаимодействия расширить представления о других детях в дошкольном учреждении. Старается создать в группе благоприятную обстановку, в которой дети учитывают особенности друг друга, знакомит с помещением и территорией дошкольного учреждения, воспитывает любовь и привязанность к родному дому, дошкольному учреждению, родным места. Во время организованных игр воспитатель формирует первоначальные представления детей о своей семье, воспитывает любовь к матери и членам семьи, заботливое отношение к ним средствами прочтения литературных произведений белорусских авторов, бесед о семейных традициях, проведения государственных и народных праздников, посвященных семье, труду белорусов. На занятиях знакомит с трудом взрослых ближайшего окружения.

Педагог формирует элементарные представления детей о своей малой Родине - своем городе, поселке: их название, знание некоторых улиц и мест города, поселка.

Воспитатель формирует положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому),  развивает желание разговаривать на них. Вместе с детьми разыгрывает на игрушках разные ситуации взаимодействия членов семьи с использованием белорусского языка.  В этом же направлении проводят целенаправленные наблюдения за природными объектами, явлениями родной природы. Педагог использует в рассказе белорусские слова, белорусские народные игры, читает стихи, приговорки, прибаутки, потешки, считалки, загадки и др.

Детей знакомят с государственными и национальными праздниками. Во время участия детей, в качестве зрителей, на праздниках педагог объясняет взаимосвязь сезонных явлений и народных праздников, праздников и будней. Педагог рассказывает о значении государственных праздников, обстоятельства и содержание, которые с ними связаны.

С целью формирования чувства национальной принадлежности у детей педагог проводит тематические беседы с использованием наглядного материала, показывает и обыгрывает изделия народных ремесел (пеўнік-свістулька, гарлачык, ручнік, саламяны капялюш), помогает приготовить подарки из природного и растительного материала.

Во время проведения праздников, вечеров, творческой работы педагог приобщает детей к белорусской традиционной культуре (устному народному творчеству, играм, хороводам, праздникам, декоративно-прикладному искусству). К изучению произведений устного народного творчества приобщаются родители во время проведения тематических вечеров, изготовления с детьми поделок, выполнения творческого задания. В родительских уголках предоставляется информация, которую родители могут использовать во время взаимодействия с детьми дома: калыханкі, потешки, сказки.

Во время знакомства детей с растительным и животным миром Беларуси педагог использует наблюдения в живом уголке, рассматривание тематических картинок, сопровождает показ яркими примерами из произведений устного народного творчества; формирует умение замечать и эмоционально переживать красоту природы родного края.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (от четырех до пяти лет)

Содержание педагогической работы

Воспитатель формирует представления о семье, о системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекает дошкольников в игры на семейные темы, расширяя представления детей о деятельности членов семьи (профессии, хобби и др., в соответствии с пониманием дошкольника), о семейных традициях, о ценности семьи. Педагог углубляет чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им, сотрудничать во время чтения произведений белорусских авторов и беседы по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов из белорусских народных сказок, проведения литературных вечеров.

Педагог продолжает знакомить детей с дошкольным учреждением, формирует доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе, желание посещать его, учить принимать посильное участие в благоустройстве группы, участка; формирует представления о труде взрослых и их роли в создании предметов. На занятиях (комплексных, интегрированных, занятиях-путешествиях) знакомит детей с названием своего поселка, улицы, города, чем знаменито это место; на прогулках, во время бесед, игр использует наглядные средства (фотографии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет- ресурса) для знакомства с местными достопримечательностями. Во время их проведения внимание детей обращает на красоту родной природы, на сезонные изменения в природе, на праздничное украшение поселка, города; воспитывает у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

Во время бесед, сюжетно-ролевых игр, инсценировки фольклорных произведений, экскурсий и целевых прогулок дошкольники узнают, что живут в Беларуси, ее столица - Минск, в Беларуси живут белорусы и разговаривают на белорусском и русском языках. Педагог формирует интерес и положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому), желание разговаривать на них, развивать элементарные навыки взаимоотношений на белорусском языке;

Воспитатель знакомит с Государственным флагом Республики Беларусь, обсуждает с детьми, когда и где можно увидеть белорусский флаг (на площади Государственного флага в Минске, во время спортивных соревнований и др.). Учит детей узнавать его среди других флагов, рассказывать о значении красного, зеленого цветов и орнамента на нем.

Педагог знакомит с праздниками: национальными праздниками (Рождество/ Коляды, Масленица, Пасха, Купалье, Дожинки); государственными (Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, День Победы, День Независимости Республики Беларусь (День Республики) - как частью культуры белорусского народа; объясняет, с чем праздники связаны, почему и как к ним готовятся.

На экскурсиях, занятиях педагог знакомит с фабриками, заводами Беларуси, с продуктами их производства - машинами, автобусами, тракторами, холодильниками, телевизорами, одеждой, обувью, продуктами питания и др. Дети обсуждают с педагогом виды деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине и др.). Воспитатель приглашает на встречу с детьми передовиков производства, знаменитых людей в области литературы, искусства, спорта, которые знакомят детей с экономикой страны, достижениями, с результатами своего труда, развивают патриотизм. В общении, в трудовой деятельности дошкольников воспитатель использует произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. С детьми организует проведение «трудовых акций»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.

Педагог знакомит с историей и достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны, и культурой Беларуси (народными промыслами и искусством Беларуси, народным творчеством) на специально организованных занятиях, тематических кружках и в играх. Формирует представление о деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителей, национальных героев, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. Педагог знакомит, разучивает с детьми, пересказывает произведения белорусской художественной литературы, малые формы белорусского фольклора, народные сказки. Ознакомление с народной культурой проходит интересно, если приглашать родителей, бабушек и дедушек, артистов театров, сотрудников музеев, народных мастеров. Эмоциональные впечатления детей воспитатель закрепляет в разных видах деятельности (в моделировании, лепке, аппликации, игра-развлечениях, играх-драматизациях и др.), в практической совместной деятельности с родителями: вечер знакомства с традиционными народными блюдами, изготовление изделий народных промыслов, творческие задания (подобрать материал для плаката, фотовыставки, коллажа). Хорошо, если в дошкольном учреждении есть музей в виде белорусской сельской хаты. Занятия и беседы в таком музее проводит экскурсовод с подгруппой детей. Для более подробного знакомства с разными видами народного творчества педагог организует работу в тематическом кружке.

Педагог развивает познавательный интерес к культуре других народов: на занятии использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих в Беларуси.

СТАРШАЯ ГРУППА (от пяти до шести лет)

Содержание педагогической работы

Педагог обсуждает с детьми и закрепляет чувство принадлежности и любви к своей семье: значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Он побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессии членов семьи, о своем доме (своей квартире).

В разных видах деятельности педагог приобщает детей к богатству белорусского и русского языков, формирует ценностное отношение к ним, желание разговаривать на них. На занятиях по развитию речи, в течении дня белорусского языка, тематических вечеров педагог продолжает: формировать у детей представление о своей национальной принадлежности; знакомить с представителями других национальностей, живущих в Беларуси, их традициями и обычаями; воспитывать культуру толерантности (уважение достоинства всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим).

Воспитатель рассказывает о том, что наша страна состоит из шести областей, знакомит с названиями областей Беларуси, названиями соседних государств. У дошкольников формируется интерес к родному поселку, городу, к стране во время проведения рассказа, беседы, дидактической игры. На комплексных занятиях по музыкальному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности, тематических эмоционально-познавательных занятиях педагог продолжает знакомить с символами белорусского государства: флагом, гербом, гимном.

В игровой, увлекательной, эмоциональной форме педагог продолжает знакомить  детей с праздниками: государственными (День Конституции,  День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) и общереспубликанскими (День Октябрьской революции, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда). Старшие дошкольники активно включаются в подготовку (украшение группы, музыкального зала, изготовление традиционных подарков, создание коллажа, стенда, плаката и др.) и проведение национальных праздников (Рождество, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Зажинки, Спас, Дожинки, Покров, Деды (День памяти); педагог расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка.

Дети с нетерпением ждут встреч с людьми, прославивших нашу Родину: деятелями искусства, учеными, спортсменами и т.д. В процессе рассказов и бесед у дошкольников формируется понимание жизни в стране, определение своей значимости, они учатся строить свои личные жизненные планы, определять интересную им сферу трудовой деятельности на благо Родины, учатся конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми людьми.  Педагог расширяет представления детей о деятельности просветителей, национальных героев, Президента Республики Беларусь, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. - на занятиях с использование презентаций, литературных произведений, легенд, преданий; на экскурсиях; в совместных с родителях  поисково-творческих заданиях (составление рассказов-описаний, поиск скульптурные композиции, создание коллажей, подбор изобразительного материала к литературным произведениям и др.); развивает патриотические и гражданские чувства.

В процессе специально организованной деятельности педагог продолжает формировать у старших дошкольников элементарные представления об историческом прошлом Беларуси: важных исторических событиях, важных общественных событиях, истории основания, происхождении названия поселка, улицы, города, исторических местах поселка, города, страны. С помощью сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, творческих заданий, экскурсий знакомит детей с достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны (историческими памятниками: храмами, костелами и др.; архитектурой: музеями, театрами, парками, стадионами и др.; промышленными и сельскохозяйственными производствами).

В совместной с детьми художественно-изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в беседе, прослушивании стихов белорусских авторов,  музыкальных произведений белорусских музыкантов, при рассматривании иллюстраций, фотографий, показе мультимедийных презентаций, проведении виртуальных экскурсий, при просмотре познавательных фильмов, на экскурсиях с родителями, театрализации фольклорных произведений педагог расширяет знания о культуре Беларуси (национальной одежде, национальной кухне, народных песнях, национальных танцах, литературных (фольклорных) произведениях, произведениях декоративно-прикладного искусства; произведениях искусства белорусских художников и скульпторов); последовательно приобщает детей ко всем видам национального искусства – от ткачества до живописи и орнамента, от танцев, сказки, музыки до театра.

Педагог организует проведение экологических проектов, которые способствуют осознанию, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – наш общий дом.

СТАРШАЯ ГРУППА (от шести до семи лет)

Содержание педагогической работы

Педагог побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках,  их занятиях, семейной экономике; дети размышляют о важности доброжелательных отношений в семье, любви к близким; учатся проявлять внимание и заботу к родственникам (изготавливают подарки, учат стихи, рисуют плакаты и др.).

Воспитание уважения к языкам, на которых разговаривают белорусы, осуществляется во всех видах деятельности дошкольников. Педагог мотивирует к  изучению и свободному владению родными языками средствами  художественной литературы, ролевой игры, включения в театральную деятельность, выполнения творческих заданий; педагог расширять знания воспитанников об особенностях белорусского языка в игровой деятельности. В беседе воспитатель дает сведения о том, что дети, посещающие группу, дошкольное учреждение, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языка.

Воспитатель расширяет знания детей о своей стране, формирует представления о государстве и принадлежности к нему. С детьми обсуждает доступные их пониманию события современной жизни государства (посевная, уборка урожая, спортивные соревнования и др.). Педагог показывает Беларусь на географической карте, рассказывает о соседних государствах, об их национально культуре; воспитывает патриотические чувства, гражданственность - любовь к своей семье, дошкольному учреждению, родной природе, соотечественникам.

Педагог формирует у детей патриотические чувства, основанные на уважении и гордости за государственные символы Республики Беларусь: флаг, герб, гимн. Педагог знакомит с изображением Государственного герба Республики Беларусь, показывает местонахождение его в группе, в учреждении образования, рассказывает о предназначении Государственного герба Республики Беларусь, об истории создания герба. На занятиях, праздниках, торжественных мероприятиях педагог  знакомит с требованиями к поведению на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Средствами беседы, рассматривания картин, репродукций, альбомов с  государственной тематикой педагог знакомит детей в общих чертах и интересной форме с государственным устройством Республики Беларусь, с армией, флотом, авиацией;  воспитывает гордость к защитникам Республики Беларусь и формирует уверенность в том, как почетно быть на защите своей страны. Педагог расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают; достижениях людей страны в труде, спорте, искусстве.

Педагог продолжает знакомить с праздниками: государственными (День Конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) и общереспубликанскими (День Октябрьской революции, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда); воспитывает у детей радостные эмоции, основанные на знании о происхождении и значимости для белорусов этих праздников.

Знакомство с национальными праздниками (Рождество, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Зажинки, Спас, Дожинки, Покров, Деды (День памяти) развивает познавательную активность дошкольников о родной природе, истории страны, достопримечательностях и культуре белорусов.

Педагог продолжает формировать гражданственность детей в связи с уважением к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.; и чувство гордости за их деятельность и достижения.

У дошкольников формируются элементарные представления об историческом прошлом Беларуси по фотографиям, документам, старым вещам, рассказам, связанных с событиями из истории страны, о которых он узнает на тематических занятиях, вечерах, праздниках, экскурсиях.

Педагог закрепляет знания о  достопримечательностях своего поселка, улицы, города, своей страны (исторических памятниках: храмах, костелах и др.; архитектуре: музеях, театрах, парках, стадионах и др.; промышленных и сельскохозяйственных производствах).  Знания детей о культуре Беларуси продолжают расширяться в процессе слушания и исполнения литературных и музыкальных произведений, просмотра спектаклей, участия в театральных представлениях белорусского кукольного театра, праздниках, в сюжетно-ролевых играх.

В организованной деятельности у детей развиваются первичные представления об обществе, осуществляется знакомство с культурой людей в разных странах земного шара, формируется уважительное отношение к культуре и традициям граждан других стан.

 

 

 

Литература

Рекомендуемые учебные издания

1. Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли»:

1. Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 26 с. ил.

2. Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 27 с. ил.

3. Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 22 с.: 26 с. ил.

4. Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 27 с. ил.

5. Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 25 с. ил.

6. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учебно-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, родителей / Д.Н. Дубинина. – Минск: НИО, 2012.

7. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.

8. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: рабочы сшытак для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.

9. Дубініна, Дз.М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі: у 2 ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2008.

10. Воронецкая Л. Н., заведующий кафедрой психологии и предметных методик факультета повышения квалификации, кандидат педагогических наук, доцент

 

Нормативные правовые акты и иные документы

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (статьи 3, 20, 22, 77, 138).

2. Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями 2006 г.

3. План мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь 13.05.2013 № 10/91, утвержденный Главой Администрации Президента Республики Беларусь 13 мая 2013 г.

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования» / Минск. Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Пачатковая школа»», 2012 – 29 с

5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125 «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».

6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования» / Минск. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, 2012 – 415 с.

7. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году от 22 июля 2013 г. «Учреждения дошкольного образования»

8. Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі: вучэбнае выданне. – Мн: НІА, 2012. – 407 с.

свернуть

План мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию

развернуть

ПЛАН

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Дзень Перамогі

развернуть

Выхоўваем патрыётаў!

Напярэдадні Дня Перамогі ва ўстанове адукацыі праходзяць тэматычныя мерапрыемствы, з  мэтай  фарміравання патрыятычных пачуццяў у дзяцей, выхавання павагі да гістарычнага мінулага  Радзімы.

Дзеці даведваюцца, што ёсць падзеі, пра якія людзі абавязаны памятаць. Пра іх пішуць кнігі, складаюць вершы і песні. Адной з такіх падзей стала Вялікая Айчынная вайна нашага народа супраць фашысцкай Германіі. Гэта падзея назаўсёды застанецца ў памяці нашага народа.

 

            

 

         

 

                          Дзеці зрабілі паштоўкі ветэранам

 

свернуть

Далучаем дзяцей да беларускай мовы

развернуть

Справочные материалы Слуцкого района

развернуть

Узнаваемые места города Слуцка

развернуть

Интэрактивные материалы "Звёздочка на карте Слуцкого района"

развернуть

Маршруты выходного дня

развернуть
Ещё в этом разделе