Советы психолога

Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

развернуть

Как помочь себе в критической ситуации?

развернуть

Выговоритесь! Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательно доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча. В социальной психологии такого человека условно именуют “жилеткой”. Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие домашних животных, часто выговаривают все, что накипело, им (с полной гарантией сохранения тайны исповеди!).

Напишите письмо! Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегать к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма. Адресат не важен. Причем это письмо не обязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно, а скорее всего и полезно, перечитать его, проанализировать и сделать кое-какие выводы.

Сделайте себе подарок! Эту рекомендацию можно выполнить как буквально, так и в переносном смысле – “подарив” себе несколько часов или целый день приятного времяпрепровождения. При этом помните, что такого рода “подарки” нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет.

Помогите другому! Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь “ближнему”, вы не только сделаете доброе дело, но и поможете себе выйти из пассивно-упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно.

Растворите печаль во сне! Если вы сможете заснуть, то это один из наиболее простых и во все века используемых способов расставаться с унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица, соответствующая известной русской “Утро вечера мудренее!”. Не забывайте только, перед тем как заснуть, настроить себя на то, чтобы, проснувшись, вы посмотрели на мир без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону.

“Нет худа без добра!” Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашем положении, бесстрастно проанализировав то событие, которое повергло вас в уныние и тоску. Составив его, направьте все силы на воплощение в жизнь того, что написано – пускай хорошее постепенно начинает перетягивать плохое!

Как бороться со стрессом и победить.
Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.  Стресс – это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.  Стресс – это состояние повышенного нервного напряжения, вызываемое сильным воздействием.  Стресс – это все, что нас окружает. Он врывается в нашу жизнь с самого утра, вместе с воплем будильника, а потом... пробки на дорогах, работа, проблемы с детьми, ссоры с близкими, плохой сон. Можно ли жить без стресса? Наука утверждает, что нельзя. Жизнь не терпит постоянства и стабильности, и именно она – главный источник стресса, поэтому полностью избавиться от стресса можно только после смерти. Но повлиять на свое душевное состояние в лучшую сторону можно еще при жизни.

Попробуйте:
1. Менять то, что можно изменить, и принимать, как судьбу то, чего пока изменить невозможно. И всегда помните: когда Бог закрывает дверь, он обязательно открывает окно.
2. Жить сегодняшним днем и получать от этого удовольствие.
3. Никогда не обижаться на судьбу и помнить, что все могло бы быть гораздо хуже.
4. Избегать неприятных людей и не раздражаться от дураков. Радуйтесь, что вы не такие.
5. Оценивать себя самим и поменьше беспокоиться о том, что о вас думают другие.
6. Побольше общаться с интересными людьми.
7. Планировать свою жизнь, чтобы не тратить время понапрасну.

По словам Ганса Селье, стресс – это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем. И если уж жизнь без стресса невозможна, стоит научиться отличать неудачу от катастрофы, чаще отдыхать, заниматься спортом, не забывать хвалить самих себя за достижения и побольше думать о хорошем.

 

 

свернуть

6 методов улучшить способность решать проблемы

развернуть

1. Сконцентрируйтесь на решении, а не на проблеме.
Нейробиологи доказали: мозг не может найти решение, если вы зациклились на проблеме. Это происходит из-за того, что когда вы сосредотачиваетесь на проблеме, вы, по сути, подпитываете "негативность", которая в свою очередь активирует отрицательные эмоции в сознании. 

Не нужно "игнорировать трудность" – вместо этого попробуйте и сохраните спокойствие. Это помогает сначала осознать проблему, а затем переключится на поиск решения вместо нытья о том, что "что пошло не так" и "кто виноват".

2. Будьте объективны.
Пробуйте и рассматривайте все "возможные решения" – даже если, на первый взгляд, они кажутся смешными. Чтобы запустить креативное мышление, которое может подсказать возможные решения, важно не отказываться ни от одной идеи сразу же.

Хороша любая идея, это стимулирует креативное мышление во время мозговых штурмов и других методов решения проблем. Что бы вы ни делали, не высмеивайте "глупые решения", так как часто бредовые идеи подсказывают более эффективные варианты.

3. Судите о проблеме беспристрастно.
Старайтесь не воспринимать проблему как нечто ужасное! Если подумать, в чем заключается проблема? Это просто реакция на сложившуюся ситуацию. Проблема сообщает вам, что в данный момент что-то не работает, и что вам нужно найти новое решение. Поэтому попробуйте решать проблемы беспристрастно, без какой-либо оценки. Если вы зациклились на ярлыке "проблема", это может вызвать отрицательные мысли и помешать внезапному возникновению возможных решений.

4. Думайте отвлеченно.
Измените "направление" своих мыслей, с помощью отвлеченного мышления. Сконцентрируйтесь на высказывании: "Копая одну и ту же яму глубже, нельзя выкопать яму в другом месте". Постарайтесь изменить подход и взглянуть на вещи по-новому. Можете попробовать взглянуть на свои цели с абсолютно противоположной точки зрения. Даже если это кажется глупым, новый и оригинальный подход как правило стимулирует принятие оригинального решения.

5. Говорите на языке, который предоставляет возможность.
Думайте фразами: "что если…" и "представьте если…". Эти выражения дают нашему сознанию возможность креативно мыслить и стимулировать новые решения. Избегайте использование закрытых, отрицательных высказываний, например: "Я не думаю, что…" или "Это не правильно, но…".

6. Все упростите.
Как у разумных существ, у нас есть склонность делать все сложнее, чем это должно быть. Попробуйте упростить свою проблему, обобщив ее. Уберите детали и вернитесь к главному. Попробуйте найти по-настоящему простое, очевидное решение — результат вас может удивить!
И все мы знаем, что простые идеи часто бывают самыми продуктивными.

свернуть

Последствия употребления курительных смесей «СПАЙС»

Спайс (от англ. «spice» — специя, пряность) – разновидность травяной курительной смеси, в состав которой входят синтетические вещества и обыкновенные травы. Синтетические вещества (или синтетический каннабис) в 5-6 раз вреднее натурального тетрагидроканнабинола, входящего в состав марихуаны.
развернуть

В чём опасность курительных смесей «СПАЙС»

  1. От употребления  подобных курительных смесей страдает человеческая психика. Воздействие на нее оказывается, так же как и при применении сильнодействующих наркотических веществ. При частом употреблении «спайса» появляются галлюцинации, тревога, рвота, чувство панического страха. Очень часто любители покурить «спайса» попадают в психиатрические лечебницы.
  2.  Страдает так же и весь организм в целом: легкие, печень, и ряд других органов.

Воздействие на организм человека

Капилляры мозга, пытаясь не пропустить яд к «основному центру управления», резко сужаются. В результате кровь просто не может снабжать кровь кислородом. Как и любые другие клетки, клетки мозга, лишенные кислорода, просто погибают. Именно этот эффект и нравится подросткам – возникает ощущение легкости и беззаботности. Да, легкость наступает. Но стоит ли платить за несколько часов «счастья» своим мозгом?

В отличие от растительных препаратов, допустим, конопли, действие курительных миксов на человеческий организм в 5 - 10 раз сильнее. Практически сразу после их принятия наступают мощнейшие галлюцинации, которые могут привести к трагическим последствиям, например, возникнет желание броситься под колеса автомобиля или выпрыгнуть из окна 10-этажного дома. Уже установлено несколько десятков случаев со смертельным исходом.

Миксы для курения становятся первым шагом на пути перехода к более тяжелым наркотикам.

Признаки употребления «СПАЙС»

  • расширение или суженные зрачки;
  • покраснения глаз;
  • повышенная двигательная активность;
  • резкая смена настроения;
  • сухость во рту;
  • повышение артериального давления;
  • тахикардия.

 

Ответственность за хранение и сбыт курительных смесей «СПАЙС»

Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденному Постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.05.2003 № 26, «курительные смеси» отнесены к особо опасным психотропным веществам.

За незаконный оборот особо опасных психотропных веществ предусмот-рена уголовная ответственность в соответствии с ч.ч. 1,2 (хранение) и 3 (сбыт) ст. 328 УК Республики Беларусь.

ч. 1 ст. 328

Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

ч. 2 ст. 328

Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

ч. 3. ст. 328

Действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327-329 или 331 настоящего кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

свернуть

Что нужно знать о буллинге

развернуть

Вместе остановим травлю

(Ссылка для скачивания презентации)

свернуть

Безопасный интернет

развернуть

Рекомендации классному руководителю по работе с "трудными" подростками

развернуть

 

  1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  3. Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
  6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
  7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
  8. Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
  10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

ПАМЯТКА

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" УЧАЩИМИСЯ

  1. Посещение трудных учащихся на дому.
  2. Составить психолого-педагогическую характеристику на трудного учащегося и класс.
  3. Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.
  4. Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.
  5. Контролировать занятость трудных учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:

  1. Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
  2. Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
  3. В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
  4. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
  5. Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.
  6. Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

— педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника

— начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться

— наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса

— единство педагогических влияний школы, семьи и общества

— авторитет воспитателя в глазах подростка

— высокая педагогическая культура воспитания

— воспитатель должен быть современным человеком с ярко выраженной индивидуальностью

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ ПОМНИ:

  1. Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
  2. При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
  3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
  4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
  5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  6. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  7. Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
  8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  9. Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
свернуть

Внимание! Конфликт

Что следует помнить педагогу?
развернуть

 

1. Конструктивное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.

2. Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.

3. Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.

4. Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.

5. Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.

6. Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.


Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!

Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения:

1. Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

2. Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

5. Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.

6. Предупредительность и корректность поведения учителя снижа¬ет напряжение в общении.


Профилактика конфликтов в ученическом коллективе

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в ученическом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.

Для этого педагогам необходимо:

·         изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную; 

·         определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуации успеха»; 

·         организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия; 

·         формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;

·         организовать проведение игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.

свернуть

Профессиональный стресс

развернуть

Четыре стадии синдрома опустошения (профессионального выгорания)

  • Завышенные ожидания и идеализм.

 Признаки: восторженное отношение к работе, самоотверженность и увлеченность, высокая активность и образованность, позитивная конструктивная позиция, хорошая перспектива.

  • Пессимизм и раннее разочарование в работе.

 Признаки: физическая и моральная усталость, отчаяние и разочарование, снижение морального духа, скука, ранние признаки стресса.

  • Самоотстранение и изоляция.

 Признаки: уклонение от контактов с сослуживцами, гнев и враждебность, сильный негативизм, депрессия и другие эмоциональные нарушения, затруднения в принятии решений и концентрации внимания, сильная физическая и моральная усталость, множество признаков стресса.

  • Необратимая отчужденность и утрата интереса.

 Признаки: очень низкая самооценка, регулярные опоздания и прогулы, устойчивое негативное отношение к работе, законченный цинизм, полное эмоциональное истощение, ярко выраженные признаки физического и морального стресса.

Что делать?

Если мы не достигли четвертой стадии опустошения, процесс еще можно повернуть вспять — путем изменения целей в работе, позиций и поведения. Вот некоторые весьма эффективные приемы — проверенные «наполнители» опустошения:

  • Выражайте свои чувства и эмоции.

 Облачение стресса в слова при общении с коллегами предотвращает изоляцию. Обмен мнениями играет роль буфера, поскольку общение и разделение чувств с окружающими является способом избавления от стресса и восстановления порядка вещей.

  • Планируйте свое время.

 Перерывы в работе необходимы каждому для сохранения свежести восприятия и перспектив.

  • Изучите свое распределение энергии в течении дня (биоритмы).

 В соответствии планируйте работу, распределяя дела, вызывающие стресс, на периоды прилива энергии. Это предотвратит усталость и разочарование.

  • Никогда не задумывайте несколько стрессовых дел одновременно.

 Предусмотрев в каждый конкретный момент только одно стрессовое занятие, вы избежите завалов в работе, получите ощущение большей результативности и не подвергнетесь стрессу от ощущения перегруженности.

  • Делайте физические упражнения на свежем воздухе.

 Взбадривая тело, мы освежаем ум. Нашему мозгу требуется деятельность всего организма для обновления чувств и повышения производительности. Кроме того, улучшаются общий тонус и самочувствие.

  • Разбивайте крупные дела на части.

 Тогда они не будут казаться невыполнимыми. Делая работу поэтапно, можно не осознавать ее истинных объемов вплоть до завершения.

  • Не упускайте случая разделить с кем-то ответственность.

 Вместо того, чтобы взваливать на себя все дела, привлекайте к их выполнению и принятию решений коллег.

  • Научитесь говорить «нет».

 Никогда не считайте себя обязанным брать дополнительную работу или выполнять задания не являющиеся обязательными, но вызывающие гнев или враждебность. Оставляя за собой право выбора работы, в которой готовы участвовать, мы приобретаем ощущение контроля за ситуацией, необходимое для устойчивости к стрессам.

  • Повышайте квалификацию.

 Вы должны быть в курсе прогрессивных идей и изменений и следить за новыми технологиями. Посещая курсы и семинары, участвуя в дополнительных профессиональных тренингах, мы идем в ногу со временем и избавляемся от чувства несоответствия, оторванности от жизни и изолированности.

  • Стремитесь к успеху.

 Никогда не удовлетворяйтесь выполнением только того, чему вас учили. Те, кто добивается успеха, постоянно учатся, рискуют, отходят от традиционного пути во имя карьеры и всегда готовы к новым волнующим трудностям. Если вы готовы расти над собой и стремиться к успеху, то скорее всего, никогда не испытаете опустошения.

Научитесь расслабляться.

 Ежедневно на несколько минут сядьте в сторонке и придайте телу положение «расслабленного равновесия». Овладев искусством аутотренинга, вы получите больше пользы, чем от сна, и будете готовы воспринимать стрессы и более уверенно справляться с ними.

свернуть

Творческое развитие ребенка

Советы Дэвида Льюиса
развернуть

- Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно. 
- Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез, 
- Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел. 
- Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы. 
- Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом.
- Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. 
- Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
- Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
- Помогайте ему улучшать результаты его работы.
- Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
- Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев. 
- Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки. 
- Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. 
- Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно. 
- Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
- Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним. 
- Приучайте его к регулярному чтению с малых лет. 
- С вниманием относитесь к его потребностям. 
- Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине. 
- Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел. 
- Не дразните ребенка за ошибки. 
- Хвалите за любые успехи. 
- Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
- Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать. 
- Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение. 
- Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их. 
- Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне. 
- Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку. 
- Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком. 
- Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них. 
- Помогайте ребенку стать личностью. 
- Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
- Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. 
- Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
- Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему. 
- Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».
- Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. 
- Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

свернуть