Школа Активного Гражданина

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX–XI классов необходимо организовать проведение единого дня информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон.

Рекомендации по реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году

развернуть

Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце будут проводиться 24 октября. Тема: «Я – будущий избиратель».

развернуть

Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце будут проводиться 24 октября. Тема: «Я – будущий избиратель».

Вопросы для обсуждения: 

  • "Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва"
  • "Молодежный парламентаризм"

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.

Информационные материалы размещены здесь.

свернуть

Формирование гражданской компетентности в системе социального партнерства

развернуть

В условиях, когда демократические преобразования в нашей стране ориентированы на развитиегражданского общества и построение правового государства, формирование гражданскойкомпетентности обучающихся приобретает особую актуальность. В современных условиях гражданскоевоспитание является одной из приоритетных образовательных задач, что отмечается вгосударственных нормативных документах, основными из которых являются Конституция РеспубликиБеларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепция непрерывного воспитания детей иучащейся молодежи, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

 

В педагогической литературе формирование гражданской компетентности рассматривается, как правило, в контексте гражданского образования и гражданского воспитания. Разработке подходов к гражданскому воспитанию учащихся посвящены работы О. М. Артеменко, А. В. Беляева, А. С. Гаязова, Г. Л. Гревцевой, Р. Г. Гуровой, Е. И. Кокориной, Ф. Ф. Кузнеца, Ю. А. Маринкиной, И. Н. Руссу, Ф. Н. Руцинской, Р. И. Хмелюка, Н. А. Шатуновой и др. Исследования в этих областях в значительной степени составляют теоретическую базу формирования гражданской компетентности молодежи.

Гражданская компетентность — понятие многоаспектное. В научной педагогической литературе оно появилось сравнительно недавно в связи с вычленением таких понятий, как "компетенция" и "компетентность". Термин "компетенции гражданственности" был введен И. А. Зимней в результате адаптации англоязычного термина"competence of citizenship". Под "компетенциями гражданственности" принято понимать знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн) [1]. По мнению В. Ш. Масленниковой, гражданская компетенция — это совокупность готовности и способности, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике [4].

Отметим, что сегодня известно немало работ, раскрывающих основные подходы к изучению     проблемы формирования гражданской компетентности (А. П. Мягков, И. В. Митина, Г. Л. Котова, В. А. Гладик и др.). Так, в работе Е. В. Митиной гражданская компетентность рассматривается как "интегративная характеристика личности, отражающая сово­купность готовности, способностей, субъективного опыта учащегося, позволяющих ему активно, ответственно и эффективно осуществлять весь комплекс прав и обязанностей в демократическом обществе, самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность" [5].

Согласно результатам исследований этих ав­торов гражданская компетентность имеет исто­рически сложившееся аксиологическое основа­ние в связи с многовековой традицией развития гражданского образования. Так, Г. Л. Котова утверждает, что гражданская компетентность ‑ это "комплекс гражданских знаний и умений, гражданских качеств, навыков и практического опыта гражданской деятельности, вызванных ориентацией субъекта на реализацию граждан­ских ценностей" [2].

Таким образом, гражданская компетентность выступает как комплексная характеристика личности, проявляющаяся в готовности и способности осознанно, ответственно и эффек­тивно осуществлять в правовом государстве деятельность, основанную на гражданских качествах личности и направленную на реализацию гражданских ценностей.

На основе анализа работ указанных выше авторов, а также рассмотрения моделей компетентности Дж. Андерсона и А. А. Вербицкого, моделей гражданской компетентности Е. В. Известновой, Е. В. Митиной, Т. П. Осиповой был сделан вывод о компонентном составе понятия "гражданская компетентность".

В структуре гражданской компетентности мы выделяем следующие компоненты:

  • когнитивный — система знаний о человеке, семье, обществе, государстве, о своих правах и обязанностях, знание истории, культуры, традиций, языка своего народа;
  • мотивационно-ценностный — цели, мотивы, потребности, ценностные установки;
  • поведенческий — выполнение своих граж­данских обязанностей, следование нравственным и правовым нормам общества;
  • личностный — рефлексия своей деятельности, критичность, ответственность, терпимость.

Формирование гражданской компетентности — длительный, сложный процесс, так как требует осознания и усвоения нормативных ценностей, традиций, обычаев, изучения государственной символики, выработки общественно-ценностной мотивации поведения, сформированности гражданских убеждений и взглядов, которые определяют эмоциональное отношение человека к себе, к жизни в стране и обществе в целом. Формирование гражданской компетентности основывается на таких ценностях, как патриотизм, гражданственность, коллективизм, трудолюбие, толерантность.

Одной из задач современной педагогической науки является поиск средств формирования гражданскойкомпетентности. Сегодня каждое учреждение образования самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые формы, методы и средства гражданского воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов.

Анализ опыта работы гимназии № 32 г. Минска позволяет утверждать, что особую роль в процессе формирования гражданской компетентности играет социальное партнерство, пред­ставляющее собой систему взаимодействия учреждения образования с различными социальными институтами, общественными, государственными и иными субъектами, направленную на решение образовательных задач.

Система социального партнерства данного учреждения образования предполагает четыре направления сотрудничества:

  • гимназия — учреждение образования;
  • гимназия — партнер вне системы образования;
  • гимназия — семья;
  • гимназия — международное сотрудничество.

На уровне социального партнерства с учреждениями дополнительного образования, государственными и общественными организациями   вовлечение гимназистов в гражданскую деятельность реализуется через участие их в следующих мероприятиях:

  • районных и городских конкурсах (совмест-но с ЦДОДиМ "Эврика", НЦХТ, МГДДиМ);
  • социально значимых акциях и проектах (совместно с ЦДОДиМ "Эврика", ветеранской организацией Фрунзенского района);
  • благотворительной деятельности (совместно с социальным приютом Фрунзенского района, детским домом № 5 г. Минска, детским домом в г/п Руденске, Белорусским обществом Красного Креста).

Организация социального партнерства предусматривает несколько этапов: подготовительный, основной, завершающий. На данных этапах гимназисты учатся работать в команде, критически мыслить, у них формируются гражданские умения и навыки, ответственность за выполнение возложенных поручений.

На подготовительном этапе осуществляется подготовка к участию в мероприятиях. Он включает следующие стадии:

  • мотивационную (педагог-организатор актуализирует важность, значимость данного мероприятия; применяется событийный подход, который предполагает разъяснение гимназистам актуальности, событийного характера каждого мероприятия);
  • поиска и обобщения информации (гимназисты подбирают информацию, необходимую для разработки сценарного плана);
  • творческую (определение формы выступления, разработка сценарного плана совместно с педагогом-организатором, подбор музыкального сопровождения, распределение ролей, репетиции).

Основной этап — это участие гимназистов в мероприятии гражданской направленности (непосредственно демонстрация подготовленного выступления).

Заключительный этап предусматривает про­ведение рефлексии в форме беседы, дискуссии с целью выработки рекомендаций для дальнейшего повышения результативности участия в мероприятиях различного уровня. Проведение рефлексивного анализа предстоящей и состоявшейся деятельности является для детей стимулом к познанию и преобразованию себя. Принцип реализуется через такие методы рефлексивной деятельности, как "Рефлексивный круг", "Ключевое слово", "Цепочка пожеланий".

Представим опыт работы гимназии 32 гМинска по реализации основных направлений социального партнерства, ориентированного на формирование гражданской компетентности личности обучающегося.

Районные и городские конкурсы проводятся  совместно с ЦДОДиМ  "Эврика", НЦХТ, МГДДиМ и предполагают соревновательный характер с целью выявления лучших в заданной тематике и форме проведения.

При подготовке к участию в районных и городских конкурсах важным фактором является работа педагога с гимназистами по актуализации основных смысловых и целевых мотивов деятельности, установок не только на победу, но и на ответственное, осознанное отношение к проводимой работе. Традиционно ребята принимают участие в районных и городских конкурсах, направленных на формирование гражданской компетентности, среди которых можно отметить следующие:

  • "Мой родны горад";
  • "Октябренок, пионер ‑ лидер";
  • конкурс детских инициатив и социальных проектов "Есть идея!";
  • спортивно-патриотические игры "Зарница" и "Зарничка";
  • "Зажги костер добра";
  • выборы в Молодежную палату при Минском городском Совете депутатов.

Результативность участия в мероприятиях зависит от различных факторов:

  • высокой мотивации участников;
  • сотворчества, содружества детей и педагога;
  • стремления к самосовершенствованию детей и педагога;
  • поиска новых, креативных форм выступ­ления;
  • благоприятного психологического климата в группе;
  • увлеченности педагога своим делом.

В ходе проведения каждого конкурса важно с положительной стороны отметить каждого участника, а также оценить слабые места совместных выступлений, выработать пути дальнейшего совершенствования.

Социально значимая деятельность как одно из направлений формирования гражданской компетентности учащихся реализуется посредством проведения проекта "Большое сердце". В рамках проекта проходят акции "Собери портфель", "Дом, в котором я живу", "Наша забота ‑ ветеранам", "Спасибо за жизнь!", "Рождественский подарок другу".

Гимназисты активно сотрудничают с вете­ранской организацией Фрунзенского района г. Минска. Ребята поздравляют ветеранов с праздниками, оказывают им необходимую по­мощь, записывают их воспоминания. Итогом этой деятельности является создание книги о ветеранах Великой Отечественной войны "И помнит мир спасенный...".

Благотворительную деятельность в гим­назии организует и координирует отряд "Милосердие". Выделяются следующие направления деятельности отряда:

  • помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям (акция "Чистая квартира" и др.);
  • поддержка детей-инвалидов, сирот (совместная деятельность с СПЦ Фрунзенского района, детским домом № 5 г. Минска, Белорусским обществом Красного Креста;
  • шефство над младшими школьниками;
  • уборка и благоустройство пришкольной территории, отдельных объектов своего района (акция "Дом, в котором я живу");
  • природоохранная деятельность (изготовление кормушек, сотрудничество с обществом защиты животных "Эгида").

Благотворительная деятельность объединяет ребят, пробуждает в них сочувствие и сострадание, учит быть неравнодушными к чужой беде, формирует активную социальную позицию и стремление делать мир лучше и добрее.

Все вышеуказанные мероприятия являются традиционными, предполагают обязательное проведение рекламной кампании по информированию и привлечению заинтересованных ребят, издание фотоотчетов и отражение в гимна­зической газете "Ветер перемен".

Совместно с семьями учащихся в гимназии проводятся события-праздники, направленные на формирование гражданской компетентности:

  • творческие праздники (конкурс-событие "Мой родной город", "Мой Минск");
  • совместные выездные экскурсии;
  • тематические встречи, классные часы.

Важно приобщать родителей не только к совместной деятельности, но и к принятию решений о тематическом и содержательном наполнении событий-праздников.

В гимназии активно развивается международное сотрудничество, которое включает три направления деятельности:

  • членство в Ассоциации школьных евроклубов;
  • участие в поликультурных интернет-проектах международного сообщества школьников EPALS;
  • деятельность в рамках приобретенного статуса ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Ученический проект "Дети мира.com", занявший 1-е место на районном конкурсе "Наш проект" в номинации "Идея идей", стал началом участия в международных интернет-проектах. Следующим шагом стала регистрация гимназии в международном интернет-сообществе EPALS, посредством которого школы, классы получают возможность поиска партнеров по всему миру для общения и осуществления совместных проектов в области истории, литературы, художественной культуры.

В рамках данного направления деятельности проводятся следующие мероприятия: круглый стол "Минск среди городов мира", видео­конференция "My country: I am proud of...", со­вместные проекты "Belarus", "Around the Globe". В 2014 г. гимназисты приняли участие в между­народном творческом фестивале в Словакии, а в 2015 г. ‑ в международном творческом фестивале "Берег открытий" в Италии. Также учащиеся гимназии являются постоянными участниками и многократными призерами международного фестиваля "Новая волна идей". Лучшие работы ребят, отчеты об их участии в различных мероприятиях постоянно публикуются в гимназических газетах "Ветер перемен" (для гимназистов) и "ARTIUM" (для педагогов).

Опыт работы показал, что для эффективного формирования гражданской компетентности гимназистов в условиях социального партнерства необходимо создание ряда педагогических условий:

  1. Реализация личностно ориентированного подхода посредством учета индивидуальных особенностей детей ‑ возрастных, психологических, интеллектуальных. Сущность данного подхода заключается в следующем утверждении: ребенок ‑ главное действующее лицо воспитательного процесса, а педагог ‑ диагност и помощник в развитии личности ребенка. Формула, которая была взята за основу, представляет собой девиз М. Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Включение гимназистов в гражданскую деятельность обязательно осуществляется на основе добровольности, кооперативности, открытости, толерантности, гуманности, социальной значимости.
  2. Создание ситуации успеха является важным фактором на пути формирования гражданской компетентности, так как переживание ребенком ситуации успеха повышает его мотивацию, позволяет почувствовать удовлетворение от деятельности, стимулирует к высокой результативности, коррек­тирует личностные особенности, развивает креативность, инициативность, активность. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои воз­можности, поверить в себя.
  3. Применение событийного подхода при подготовке и организации различных мероприятий. Крайне важна актуализация значимости конкурса, концерта, акции для ребенка, который должен почувствовать себя незаменимой частью всего процесса. Организация событийной деятельности позволяет наполнить школьную жизнь каждого ребенка яркими, запоминающимися моментами.

4. Реализация принципа воспитания в коллективе предполагает: создание в процессе воспитательной работы здорового, сплоченного коллектива и его умелое использование для формирования гражданской компетентности учащихся. Без поддержки коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Таким образом, система социального партнерства, созданная в гимназии, направлена на формирование гражданской компетентности учащихся и способствует освоению навыков общения, сотрудничества и работы с информацией, способов духовного и интеллектуального саморазвития, помогает в выборе целевых и смысловых установок для оценки собственных действий и поступков, определяет основополагающие ценности гражданина ‑ ответственность, сознательность, толерантность, патриотизм, гуманность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — М. : ИНЭК, 2007.-С. 33—45.
  2. Котова, Г. Л. Индикаторы сформированности гражданской компетентности // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред.

A. В. Хуторского. — М. : ИНЭК, 2007. —С. 189—195.

3.  Литвинович, В. Г. Гражданские компетенции лидера детского движения общественного движения /

B. Г. Литвинович // Вестник детского движения. ‑ 2003. ‑ № 2. ‑ С. 29 ‑ 32.

  1. Масленникова, В. Ш. Педагогическая модель социально-ориентированной личности студента : метод, пособие. — Казань : ИСПО РАО, 2006. — 124 с.
  2. Митина, Е. В. Становление гражданской компетентности старшеклассников в учебном процессе (на материале гуманитарных дисциплин) : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е. В. Митина. — Тула, 2011. — 25 с.
  3. Храмцова, Ф. И. Детские и молодежные организации и объединения. Воспитание гражданской направленности школьников: пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов / Ф. И. Храмцова. — Минск : Нац. ин-т образования, 2008. — 160 с.

И. А. ЦАРИК,

доцент кафедры педагогики

БГПУ им. М. Танка,

кандидат педагогических наук;

А. П. СУРОВЦЕВА,

аспирант кафедры педагогики

БГПУ им М. Танка.

учитель белорусского языка и литературы

гимназии № 3 г. Минска

свернуть

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

развернуть

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является стратегическим ресурсом развития общества. Цель гражданско- патриотического воспитания, как и всего воспитательного процесса, детерминирована интересами общества. В Республике Беларусь на уровне государственных документов определены приоритеты воспитания в учреждениях образования республики: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Стратегической целью гражданско-патриотического воспитания выступает воспитание личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Такая личность должна стремиться к преобразованию окружающей среды в своих интересах и интересах общества, не разрушая ее, проявлять готовность нести полную ответственность за свои поступки, считая первопричиной своих достижений и неудач себя и свои собственные усилия. В соответствии со стратегической целью определяется педагогическая цель гражданско-патриотического воспитания. В педагогических исследованиях гражданское и патриотическое воспитание рассматривается в тесной взаимосвязи (В.В. Буткевич, Т.А. Гутарчык, В.А.Зенченко, Д.П. Зубко, Е.П. Маркович, О.Л. Сташкевич и др.). В.В. Буткевич раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, что предполагает в качестве основы патриотического и гражданского воспитания развитие у воспитанников любви к своему народу, государству [1]. Д.П. Зубко, Е.П. Маркович выделяют в качестве важнейших задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма, отмечая, что по своей сущности патриотическое воспитание более тесно связано с понятием Родина, Отечество, страна [2, 5]. Анализ педагогических работ показывает, что понятия «гражданственность» и «патриотизм» тесно связаны. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. То есть «гражданственность» – качество нравственно – политическое, важной составляющей которого является патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на воспитании гражданско-патриотической культуры личности, выражающейся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств, любящего свою Родину и готового к исполнению гражданского долга. Сегодня в Республике Беларусь создана эффективная система гражданско-патриотического воспитания. В содержании гражданско- патриотического воспитания учащихся интегрируются нравственные, правовые, политические и др. знания, ответственное отношение к обществу и самим себе, а также опыт социального поведения, позволяющего им выполнять свой гражданский долг, выбирать линию поведения в соответствии с нормами морали и права. Содержание гражданско-патриотического воспитания конкретизируется в его основных направлениях: 1) обогащение учащихся гражданско-патриотическими знаниями; осознанное освоение и принятие учащимися основных гражданско- патриотических ценностей; 2) воспитание уважения к государственной власти и закону, чувства любви к Родине и своему народу, развитие патриотических, национальных и интернациональных чувств; 3) формирование готовности к выполнению своего гражданского долга; накопление опыта гражданско-патриотического поведения, способствующего активной жизненной позиции личности. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть сориентировано на формирование воспитывающего пространства, позволяющего создать в любом учреждении образования реально ощутимую атмосферу уважения к государству, его символам, закону и правопорядку, устанавливающего реальные гражданско-правовые отношения в коллективе. Особое место в ней занимает военно-патриотическое воспитание. Военно-патриотическое воспитание призвано готовить к труду и обороне, т.е. формировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с зашитой государственных рубежей.  Военно-патриотическое воспитание имеет четкую целевую установку – готовить именно к обороне, к защите Отечества. Так, с этой целью в России стали создавать хорошо забытые кадетские корпуса – учреждения интернатского типа с профессиональной направленностью на защиту Отечества. В Республике Беларусь в 2010 году вышел Указ Президента Республики Беларусь «О кадетских училищах» [6], который регламентирует создание этих учреждений. Эффективными направлениями военно-патриотического воспитания молодежи в учреждениях образования республики являются: использование воспитательного потенциала учебных дисциплин; информационно- пропагандистская работа; воспитательные мероприятия; использование средств музейной педагогики; туристско-краеведческая и поисковая работа; шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих; уход за памятниками и воинскими захоронениями; волонтерское движение; взаимодействие с воинскими частями и подразделениями, ветеранскими организациями; деятельность ОО БРСМ и ученического самоуправления; проведение и участие в торжественно-праздничных мероприятиях, вахтах памяти, героико- патриотических акциях и др. Помимо традиционной системы военной школы, сегодня в республике активно развивается сеть учреждений, которая осуществляет обучение и воспитание в условиях интерната. Примером является Минское суворовское военное училище. Создаются такие учреждения, как Брестское областное кадетское училище, Витебское кадетское училище (на базе УО «Лужеснянская школа- интернат-гимназия»), Гродненское кадетское училище (на базе УО «ГОСШ №22»), Минское городское кадетское училище №1 (на базе интерната № 3), Минское городское кадетское училище №2 (на базе ГУО «Санаторная общеобразовательная школа-интернат № 2 г. Минска»), Минское областное кадетское училище (г. Слуцк), Могилевское областное кадетское училище (Могилевская областная кадетская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.), Полоцкое кадетское училище (на базе УО «ГОСШ №4») [5]. Происходит обновление ранее устоявшихся взглядов на воспитание учащихся в учреждениях образования данного типа. Наряду с традиционными формами реализации целей военно- патриотического воспитания в современной школе Беларуси используются новые, основанные на военно-профессиональную ориентацию учащихся. Такая возможность может быть реализована посредством использования разнообразных форм организации образовательного процесса – дистанционные курсы, факультативы, экстернат и др. Вместе с тем, многие проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся еще не решены сегодня ни в педагогической науке, ни в практике. В связи с этим возникает необходимость поиска педагогами новых инновационных средств совершенствования воспитательного процесса, и возникает вопрос об использовании инновационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании учащихся. Проникновение в образование информационных технологий заставляет посмотреть на воспитательный процесс как на информационный процесс, в котором происходит получение информации обучающимися, ее освоение и принятие как личностных ценностей. В Кодексе Республики Беларусь об образовании (статья 18) и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определяется, что формирование у обучающегося информационной культуры является одной из составляющих гражданского воспитания. Гражданское и патриотическое воспитание направлено на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося [4]. Учащиеся, у которых сформирована информационная культура, более адаптированы к реалиям современного государства, могут адекватно решать жизненные задачи. Конечно, информационные ресурсы не могут обеспечить потребностей детей в знаниях, которые необходимы для разрешения всех непредвиденных проблем, но каждый молодой человек, владеющий информационными технологиями, знает, как найти, оценить и применить информацию, необходимую для решения трудностей в сфере действия социальных, нравственных и правовых норм. В Научно-методическом учреждении «Национальный институт образования Министерства образования республики Беларусь», начиная с 2012 года, проводится исследование по созданию электронных учебно- методических комплексов для системы воспитания. В ходе исследования рассмотрены возможности использования информационно-образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании учащихся. Осуществлен аналитический обзор интернет-ресурсов, которые могли бы быть полезны педагогам и учащимся в данном процессе. В Интернете широко представлена сеть российских информационно- образовательных ресурсов, освещающих проблемы гражданско- патриотического воспитания подростков и молодежи: . Анализ национальных информационно-образовательных ресурсов по гражданско-патриотическому воспитанию показывает, что для детей созданы: детский правовой сайт(www.mir.pravo.by); Детям об армии (www.deti.mil.by); учебные программы факультативных занятий для учащихся (Краязнаўства, Мое отечество, Духоўны свет беларуса, Мир человека, Подготовка школьника – лидера и организатора детского, молодежного и общественного объединения, Жизнь общества, Основы идеологии белорусского государства, Человек в современном мире, Демократия в повседневности); программы курсов по выбору (Основы государства и права восточных славян, Основы права, Основы политологии). Создан Виртуальный кабинет для учащихся средних и старших классов «Молодежь Беларуси за гражданственность и патриотизм». В Интернете размещены сайты, содержашие информацию об известных белорусах мира, памятниках истории и культуры Беларуси, сценарии национальных праздников (интерактивный всебелорусский портал “Все беларусы”, “Зборнiк помнiкаў зямлi беларускай» «Города Беларуси» , “Семь чудес Беларуси” и др.) . Большинство национальных информационно-образовательных ресурсов адресованы педагогам: национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by), который является основным государственным информационным ресурсом глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации; сайт Национального института образования(www.adu.by); Белорусский школьный портал (www.schoolcity.by); информационно-методический портал (www.nastaunik.info) и др. Учителям предлагаются пособия и методические материалы на электронных носителях (пособие по правам ребенка для педагогов средних и старших классов; диск (ч. 2) «Растим белорусов”, который содержит методические пособия “Права на каждый день”, “Демократия для всех”, “Защита прав ребенка” и другие материалы для внеклассной работы). Педагогам адресована информация, расположенная на сайтах учреждений образования (учреждений общего среднего и дополнительного образования): авторские презентации, фотографии, иная информация. Анализ информационно-образовательных ресурсов позволил установить, что содержание работы по гражданско-патриотическому воспитанию еще не достаточно полно представлено на сайтах отечественных учреждений среднего образования. Зачастую такая работа представлена формально либо качество методических разработок не на должном уровне. Одним из направлений работы в решении этой проблемы является создание электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), обеспечивающих эффективность воспитательной работы. В нашем исследовании была разработана модель ЭУМК, предназначенная для системы гражданско-патриотического воспитания учащихся. Она состоит из трех модулей: справочно-информационного, контрольно-диагностического и интерактивного. Первый модуль – справочно-информационный – представляет собой систему хранения и организации информации, обслуживающей воспитательный процесс с точки зрения субъектов процесса гражданско- патриотического воспитания. Справочные и информационные материалы структурированы по тематическим разделам, отражающим важнейшие аспекты гражданско-патриотического воспитания: сущность гражданско- патриотического воспитания; подходы, принципы и ведущие ценности воспитания; его цель и задачи; содержание гражданско-патриотического воспитания применительно к возрасту учащихся; продуктивные методы и технологии воспитания; эффективные формы работы. В каждом разделе есть глоссарий, в котором раскрываются ключевые понятия, даются ссылки на другие Интернет-источники, опыт работы учреждений образования республики. Отдельно даны основные нормативные документы, перечень информационно-образовательных ресурсов и список рекомендуемой научно- методической литературы по проблеме гражданско-патриотического воспитания. Во втором модуле – контрольно-диагностическом – представлены критерии и показатели гражданско-патриотической воспитанности учащихся; уровни сформированности гражданско-патриотической культуры учащихся и их характеристику; диагностический инструментарий по гражданско- патриотическому воспитанию школьников; диагностические методики. Диагностические методики представлены тестами, разработанными в ходе исследования: тесты для учащихся, педагогов и администрации учреждения образования. Третий модуль – интерактивный – обеспечивает получение обратной связи об эффективности гражданско-патриотического воспитания. Назначение этого модуля состоит в организации взаимодействия педагогов и обучающихся в процессе освоения электронно-методического комплекса по гражданско-патриотическому воспитанию, обмену опытом, стимулировании самостоятельной работы по усвоению компетенций в сфере гражданско- патриотической культуры. Разработанный электронный учебно-методический комплекс, прежде всего, касается педагога. С помощью содержания модулей педагог может создавать свою программу воспитательной работы, управлять процессом гражданско-патриотического воспитания учащихся и ученического коллектива, осуществлять диагностическую деятельность по оценке результатов гражданско-патриотического воспитания, проводить анализ своей воспитательной деятельности. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях информатизации образования требует перехода от традиционных методик к использованию информационных технологий, приобщения педагогов и детей к информационному пространству учреждения образования, создание качественных информационных ресурсов по проблемам гражданско-патриотического воспитания и т.д.

Список литературы

1. Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с. 2. Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П.Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С.12- 16. 3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе // Настаўніцкая газета. – 2011. – 11 жн. – С. 12-15. 4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – №2. – С.3-19. 5. Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е.П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. – С.30-34. 6. О кадетских училищах: Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2010 г. № 54 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. - № 28, 1/11356 . – С. 8

свернуть

Методические рекомендации по организации и проведению информационного часа в учреждениях образования

развернуть

Информационный часформа организации воспитательного процесса, направленная на формирование политической и информационной культуры учащейся молодежи, уважения к культурному и научному наследию, историческим достижениям Республики Беларусь, создание условий для участия подрастающего поколения в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Цель информационного часа – помочь молодежи ориентироваться в потоке происходящих в мире и стране событий, выработать активную гражданскую позицию, осознанно участвовать в общественной жизни страны.

Основными принципами проведения информационного часа являются: актуальность, интерактивность, подача материала в современной, интересной для молодежи форме.

Информационные часы проводятся еженедельно и должны быть прописаны в режиме работы учреждения образования, утвержденном руководителем учреждения образования. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания необходимо учитывать мнения и пожелания учащейся молодежи, особенности образовательного процесса учреждения образования.

Информационный час может стоять в расписании в любой день недели. Временной промежуток информационного часа − от 20 до 45 минут.

Организация информационного часа в учреждениях образования требует тщательной работы, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения.

Этапы подготовки информационного часа

1. Определение темы информационного часа. Информационные часы проводятся по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования по воспитательной работе, в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными программно-планирующей документацией воспитания, инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь и другими документами.

Планирование тематики информационных часов рекомендуется осуществлять заранее, с учетом актуальных событий в стране, в мире, интересов учащейся молодежи. При необходимости тематический план проведения информационного часа корректируется в зависимости от значимости тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.

2. Определение цели и формата. Необходимо максимально конкретно сформулировать цель: какую информацию необходимо донести до молодежи? От ответа будет зависеть формат мероприятия: концепция, время проведения и длительность, роли в команде, оформление зала, звуковое сопровождение.

3. Планирование и проектирование мероприятия. При планировании осуществляется подбор форм (рубрик) проведения мероприятия, его содержание. Сначала готовится список главных задач, которые максимально детализируется в виде конкретных шагов.

4. Распределение зон ответственности. Определение ответственных и исполнителей для каждой рубрики, с учетом умений, способностей и интересов учащихся. Очень важно распределить задачи и ответственность между членами команды не только на этапе подготовки, но и во время проведения мероприятия. Целесообразно обеспечить всю команду планом с распределением обязанностей.

При подготовке информационного часа рекомендуется вовлечение информационных секторов органов самоуправления учреждения образования, а также привлечение максимального числа учащейся молодежи к различным формам активности при подготовке мероприятия.

5. Информационное наполнение рубрик должно быть  направлено на всестороннее раскрытие выбранной темы. Разработка вопросов, конкретизирующих тему, подбор актуальных материалов по теме, информационное и методическое обеспечение.

6. Разработка сценария, подготовка оформления, раздаточных материалов.

7. Выбор ведущих (модераторов), способных заинтересовать сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.

8. Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.

9. Разработка материалов для обратной связи. Обратная связь может быть в форме распечатанных оценочных листов, заполняемых в конце события, или в форме онлайн-опроса, отзывов посредством социальных сетей, видео-отзывов в конце мероприятия. Вопросы могут оценивать разные аспекты: форму проведения мероприятия, содержание, выступающих и работу организаторов.

10. Проведение мероприятия.

11. Анализ и рефлексия. Проведение анализа о ходе и результатах мероприятия поможет избежать ошибок в будущем и улучшить качество проведения последующих информационных часов.

В качестве примера проведения информационного часа можно использовать следующую структуру:

  1. Краткий обзор свежих новостей.
  2. Введение в тему, статистические данные по проблеме.
  3. Демонстрация снятого и смонтированного учащимися клипа по теме (может включать опрос учащихся, интервью и другие материалы).
  4. Выступления 3-4 человек по нескольким вопросам в рамках определенной темы.
  5. Форум – обсуждение результатов опроса, проведенного по теме и др.
  6. Рефлексия – обратная связь в форме распечатанных оценочных листов в конце события или онлайн-форумы по возвращении домой.

Примерные формы проведения информационного часа

Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ К ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» − мероприятие для учащейся молодежи  в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы участники мероприятия. Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счетчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….», выбор лучшего вопроса.

«Информ-дайджест» − краткий обзор свежих новостей.

«Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции − «журналисты» и «фотокорреспонденты» − интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

«Открытый микрофон» − своеобразная площадка, где молодежь имеет возможность выступить перед широкой аудиторией. Выступления участников должны быть краткими и не превышать 5-7 мин. Количество сообщений − не более пяти.

«Тематический блиц-опрос» — представляет собой собственные видеосюжеты обучающихся и студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учреждения образования (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как молодые люди, так и сотрудники учреждения образования. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание молодежи к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» — форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира участники мероприятия делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Информационный журнал» — форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и др.

Встреча с известным человеком в форме беседы за круглым столом − форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по данной проблеме и активным вовлечением молодежи в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими обучающимися или студентами.

Информация по теме может быть изложена либо самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом либо иным известным и компетентным человеком), либо лидером учебного коллектива, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку конструктивного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого участники мероприятия дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.

Мастер-класс – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания. Во время мастер-класса специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Защита проекта – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют предварительно выполненные проекты (метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом).

Клип по теме, снятый на смартфон и смонтированный заранее.

Презентация правил поведения, общения в Сети, традиций и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство.

Форум – опрос, проведенный по определенной тематике заранее, результаты которого представляются во время проведения мероприятия, позволяя визуализировать отношение учащейся молодежи по тому или иному вопросу.

Использование современных, креативных, интерактивных форм мероприятия привлекает внимание к обсуждаемой теме.  Использование исследовательских материалов, тематических фотоколлажей, видеосюжетов, листовок, разработанных самими молодыми людьми, значительно повышает интерес к освещаемой проблеме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.

Накануне проведения мероприятия рекомендуется организовать проведение PR – кампании.

Приведем примеры нескольких эффективных способов привлечения аудитории:

разослать пресс-релизы в местные СМИ и дать им возможность взять интервью у организаторов;

развесить плакаты и раздать флаеры перед мероприятием;

разместить информацию на интернет-сайте учреждения образования и разослать информацию по всем возможным контактам;

повесить информацию о мероприятии в будущем месте проведения.

Качество проведения информационного часа рекомендуется оценивать по различным критериям. Оценить его помогут анкеты, отзывы обучающихся и студентов, которые они могут оставить в социальных сетях, комментариях на сайте. Оцениваются полнота и объективность информации, уровень удовлетворенности учащейся молодежи ее качеством и содержанием.

Молодежная среда в современном обществе достаточно динамична, она постоянно находится под воздействием многочисленных каналов средств массовой коммуникации, влияющих на формирование  ценностных установок и образов поведения молодежи. Молодежь быстрее адаптируется к новым условиям жизни, легче включается в информационные сети, овладевает их технологиями. 

Подготовка информационного часа с широким привлечением самих обучающихся и студентов, проведение информационной работы в интересных для них формах позволяет значительно повысить эффективность проводимых мероприятий.

свернуть

О проведении информационных и классных часов

развернуть

1. Информационные и классные часы проводятся еженедельно по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования по воспитательной работе, и отражаются в плане классного руководителя на полугодие в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг., инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.

Информационные и классные часы должны быть прописаны в режиме работы школы, утвержденном руководителем учреждения образования. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания необходимо учитывать мнения и пожелания учащихся, их законных представителей, особенности образовательного процесса учреждения образования.

Информационный час может стоять в расписании в любой день недели. Временной промежуток информационного часа: для учащихся    I ступени обучения – до 15 минут, для учащихся II и III ступеней обучения – от 20 до 45 минут.

Предлагаемые формы проведения и их организация отражены в методических рекомендациях по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования.

Рекомендуем для учащихся старших классов проводить каждый четверг месяца единый день информирования, объединив классы, параллели классов, с приглашением видных государственных и общественных деятелей, депутатов, медийных персон по предложенной тематике (прилагается). Методические рекомендации по проведению информационного часа размещены на интернет-портале Министерства образования.

График проведения классных часов должен быть гибким в соответствии с выбранной формой его организации. По мере необходимости на классном часе рассматриваются вопросы состояния дисциплины, результаты учебной деятельности обучающихся, их участия в культурной и общественной жизни класса. Допускается проведение их до начала учебных занятий, что не повлияет на смещение начала учебных занятий. Временной интервал проведения такого классного часа – до 45 минут.

Формы и методы проведения классного часа могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возрастных особенностей учащихся, опыта классного руководителя, условий и особенностей учреждения образования. Классный час предлагается проводить в форме лекции, беседы или диспута, возможно использование элементов викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Рекомендуется применение интерактивных методов работы, проведение классного часа за пределами учебного заведения, если это требуется тематикой.

При проведении классного часа в активной форме на его проведение отводится больше времени (например, профориентационное направление работы – экскурсии на различные объекты и др.) и проводиться он может как в шестой школьный день, так и после учебных занятий, как того требуют условия его организации.

Информационные и классные часы относятся к организационно-воспитательной работе педагогического работника, выполняющего обязанности классного руководителя и их проведение регламентировано Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70.

При заполнении классного журнала классный руководитель указывает дату проведения и тему информационного или классного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 часа организационно-воспитательной работы при продолжительности информационного часа 15-30 минут и 1 час при продолжительности классного (информационного) часа до 45 минут.

Целесообразно указывать также форму проведения мероприятия.

2. В должной степени следует уделять внимание факультативным занятиям воспитательной направленности. График проведения таких занятий также должен быть прописан в режиме работы школы, утвержденном руководителем учреждения образования. В установленном порядке факультативные занятия воспитательной направленности рекомендуется организовывать в шестой школьный день.

Такие факультативы могут проводиться в учреждении образования по программам, рекомендованным к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь». Перечень таких учебных программ дается в приложении  к ежегодному инструктивно-методическому письму по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования на новый учебный год и размещается на Интернет-сайте Министерства образования Республики Беларусь.

3. Практика показывает, что в учреждениях образования отсутствует необходимое количество пособий воспитательной направленности, а имеющиеся – не всегда отвечают современным требованиям.

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования» управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома осуществляют сбор, анализ и уточнение заказов на учебные издания, подготовленные отделами (управлениями) образования рай(гор)исполкомов, отделами образования районов в городах областного подчинения (управлениями образования администраций районов в г. Минске), и направляют в Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь общий заказ на учебные издания для соответствующей области (г. Минска).

Следует обратить особое внимание на необходимость комплектации учреждений образования пособиями воспитательной направленности, рекомендованными к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь» и ежегодно обеспечивать их своевременный заказ.

Министерство образования Республики Беларусь обращает внимание на недопустимость привлечения на приобретение пособий и подписку периодичных изданий личных денежных средств педагогических работников.

свернуть