Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
"Беличская средняя школа"
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
"Беличская средняя школа"
В помощь воспитателям дошкольного образования
Примерное тематическое планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
свернутьПамятка по организации прогулки в учреждении дошкольного образования
Прогулка - важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования.
Цели прогулки:
♦ укрепление здоровья;
♦ профилактика утомления;
♦ физическое и умственное развитие детей;
♦ восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
♦ оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
♦ способствовать повышению физического развития детей дошкольного возраста;
♦ оптимизировать двигательную активность детей;
♦ способствовать познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей.
Виды прогулок:
♦ на участке учреждения дошкольного образования;
♦ пешеходные прогулки за пределы участка (дети старшего дошкольного возраста на расстояние до двух километров).
Требования к содержанию прогулки на участке учреждения дошкольного образования:
♦ наблюдение;
♦ двигательная активность: подвижные и спортивные игры, физические упражнения;
♦ трудовая деятельность;
♦ индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
♦ самостоятельная деятельность детей.
Последовательность структурных компонентов прогулки:
(может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия)
• если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения;
• если до прогулки было занятие по физической культуре или музыкальной деятельности, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры;
• каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей;
• содержание прогулок определяется учебной программой дошкольного образования с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
Организация наблюдений:
Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает:
♦ оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
♦ приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
♦ приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Организация двигательной деятельности:
В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
♦ в младшей группе – 6-10 мин,
♦ в средней группе – 10-15 мин,
♦ в старшей группе – 20-25 мин.
Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований.
К спортивным упражнениям относятся:
♦ катание на санках,
♦ на лыжах,
♦ катание на велосипедах, самокатах.
К спортивным играм относятся:
♦ городки,
♦ баскетбол,
♦ бадминтон,
♦ настольный теннис,
♦ футбол, хоккей
Самостоятельная двигательная активность:
♦ характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;
♦ индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием);
♦ в зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались;
♦ организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия;
♦ не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений;
♦ особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры;
♦ игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Организация индивидуальной работы:
в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по:
♦ познавательному
♦ социально-нравственному и личностному
♦ физическому
♦ эстетическому развитию детей.
С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
Трудовые поручения:
воспитатель привлекает детей:
♦ к сбору игрушек
♦ оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки
♦ уходу за растениями и т.д.
В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей:
♦ обеспечить им полную безопасность
♦ научить использовать пособия в соответствии с их предназначением
♦ осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.